Буратино – национальный герой
03.06.2016
или 30 лет вопиющей экономической безграмотности
«...лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки... Перебивая друг друга, затараторили:
— Рой ямку.
— Клади золотые.
— Посыпь солью.
— Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
— Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс»...
Буратино почесал нос, испачканный в чернилах.
— А вы уйдите все-таки подальше...
— Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги! — сказала лиса.
— Боже сохрани! — сказал кот.
Они отошли немного и спрятались за кучей мусора.
Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пекс»,
положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку
соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил.
И сел ждать, когда вырастет дерево...»
Примерно тридцать лет прошло с тех пор, как россиянам объявили, что жить они будут теперь в рыночной экономике. И даже через тридцать лет экономическая грамотность и представления об инвестициях большой части нашего населения находятся на уровне представлений Буратино, нашего национального героя и кумира детей.
Да ведь кому надо знать — знают. Многие взрослые прошли основы экономики на собственной шкуре. Вот уже и целая поросль детей- предпринимателей и стартаперов презентуется на страницах Фейсбука и ВКонтакте.
И даже в Федеральном государственном стандарте для средней школы черным по белому: «Экономика» (базовый уровень) — требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать…
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом…
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика)…»
Но сформировалось ли экономическое мышление у большинства населения — «умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом…» Не уверен. И даже примеров приводить не буду. Посмотрите, как живут некоторые наши граждане, покупающие в кредит айфон при месячном доходе в 10 000 руб на члена семьи и считающие инвестицией приобретение автомобиля в кредит, почитайте последние новости про деятельность судебных приставов.
Много лет зреет во мне идея создания курса для подростков, который бы совместил в себе знания о базовых понятиях: времени — как единственном невосполнимом ресурсе, нашей деятельности как производной времени и результатах этой деятельности. Я хочу говорить с детьми о том, какие ценности им важны на самом деле. На недавней встрече с девятиклассниками один из парней был настроен достаточно агрессивно: «Мои родители хотят, чтобы я хорошо учился, получил высшее образование и достиг успехов в карьере, а я не хочу. Мне не нужны дорогие машины и прочие атрибуты богатой жизни. Мне достаточно небольшой однокомнатной квартиры и недорогого автомобиля.»
— Хорошо, парировал я, — представь, что всё это у тебя уже есть. Мало того, у тебя есть постоянный источник дохода, который заложили тебе родители. Тебе никуда не нужно ходить и нет нужды искать работу для пропитания. Долго ты пролежишь на диване в однокомнатной квартире, переписываясь с друзьями в ВКонтакте?
Займусь чем нибудь
— А что тебе нравится?
Я бы такси своё сделал…
Тут у нас начался нормальный диалог о наполнении жизни смыслами, об интересах и для чего люди сейчас работают. Но время беседы было ограниченно и я так и не успел рассказать парню одну простую истину: многие люди для того, чтобы заработать (а не «взять в ипотеку») однокомнатную квартиру и «простую машину» по 10-15 лет пашут без выходных на трёх работах.
Разместил краткое описание курса на сайте и сразу получил порцию критики, весьма полезной и конструктивной:
- Смешал всё в кучу. А я надеялся, что линия «время – проекты-активы» как раз выглядит очень логично;
- Похоже на бизнес-тренинг. Да, похоже, ну так подскажите другой, более правильный с точки зрения педагогической науки формат;
- Раздражают повторы некоторых терминов «процесс, проект, активы и проценты». Так уважаемые, как обойтись без многократного повторения и закрепления основных понятий?
- Занудно. С этим полностью согласен. Буду работать над «оживлением Франкенштейна» :)
Я обязательно доработаю курс, он как «пепел Клааса стучит в моё сердце», доработаю и протестирую на подростках. И если кто-то сможет сделать это лучше меня, приглашаю к сотрудничеству, буду очень рад.
С самого раннего возраста наши дети обязаны понимать стоимость вещей и труда, знать теорию временной стоимости денег и чем отличается инвестиция от спекуляции, уважать частную собственность и нарабатывать навыки по увеличению активов семьи. И тогда не сразу, но со временем у нас нарастёт настоящий «средний класс», средний не только по «притянутым за уши» классификациям социологов, но по имеющимся активам и навыкам их управления.
И тогда большинству будет что терять и судьба ваших выросших детей не сложится согласно пророческому тексту:
«Тем временем сыщики привели Буратино в отделение.
Дежурный бульдог вылез из-за стола и сам обыскал его карманы.
Не обнаружив ничего, кроме кусочка сахара и крошек миндального пирожного, дежурный кровожадно засопел на Буратино:
— Ты совершил три преступления, негодяй: ты — беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду.
Сыщики ответили:
— Тяф!»
Так было написано три года назад. Мы не сидели на месте, запустили программы "Бизнес для школьников и студентов" и "Харизматичный оратор", на которой у нас занимается уже третья группа. Но "пепел Клааса продолжает стучать в моё сердце" и мы наконец-то повстречали человека, который разработал и опробовал курс Финансовая грамотность для детей и подростков. На днях я познакомлю наших потенциальных слушателей с новым преподавателем и расскажу, почему я выбрал для программы этого человека.