Курс робототехники: десять лет – не срок
23.09.2015
1. Заглядывая в будущее
Сначала попробую сделать небольшой прогноз и заглянуть в будущее хотя бы на 10 лет вперёд. Итак: город Тольятти, 2025 год. Большой войны на планете не случилось, силам мира удалось направить ситуацию в правильное русло. Партия войны посрамлена. Мир относительно стабилен, страна и город Тольятти мощно развиваются. Волжский автомобильный завод в составе альянса Рено-Ниссан выпускает новые модели автомобилей. Кроме серьёзного автомобильного кластера в городе на базе «Жигулёвской долины» вырос неплохой инновационный городок, успешно конкурирующий с татарстанским Иннополисом. И очень надеюсь, что автор статьи ещё жив и развивает Школу робототехники и «Умного дома» :)
Это футуристическое вступление необходимо лишь для того, чтобы обосновать необходимость разработки долгосрочных программ, в том числе и дополнительного образования. Если реализуются другие, менее благоприятные сценарии, говорить о стратегии, составлять планы и разрабатывать долгосрочные программы просто не имеет смысла. Ну не учить же детей методам защиты от взрывной волны и радиоактивного заражения :)
2. Что такое робототехника?
Недавно в интервью Алексей Вадимович Корнилов — национальный эксперт WorldSkills по мобильной робототехнике, советник программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» сказал буквально следующее: «… сделать робота больше не является «тайным знанием», доступным «посвященным», называющим себя «робототехниками» — робота уже может сделать и трехлетний ребенок. Теперь робототехник — это профессионал, зарабатывающий себе на жизнь решением задач клиентов, применяя технологии робототехники».
Конечно, можно назвать складывающуюся комплексную дисциплину по-другому, например: «Технологии», но «Робототехника» конечно, звучит намного круче и привлекательнее и для детей и для взрослых. Из статьи в Википедии: Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства.
Роботехника как комплексная дисциплина позволит сократить растущий разрыв между усложнением технических устройств и пониманием взрослыми и детьми принципов и методов их создания. Для ребёнка, прошедшего курс Робототехники любой гаджет уже не будет казаться «чёрным ящиком».
3. Краткосрочные курсы или долгосрочные программы
Как Робототехника будет встраиваться в существующую систему образования – пока непонятно. Сломает ли «новое» старую систему, либо они будут развиваться рядом, не особо соприкасаясь и не мешая одна другой. Скорее всего мы будем наблюдать сценарий эволюционный, с параллельным выращиванием новой системы рядом с (внутри) существующей. Такой сценарий более вероятен, так как менее конфликтен. Да, есть государственные программы развития Робототехники в школах. Я бываю в школах и по-хорошему завидую преподавателям Робототехники и ученикам, когда вижу оборудование: наборы, конструкторы, 3D принтеры. У нас такого богатства пока нет, потому что мы развиваем свою Школу в рамках коммерческого проекта. Но я вижу другое: азарт и блеск в глазах наших преподавателей, слушателей и их родителей. Я понимаю, что родители не принесли бы деньги, если бы не были уверены в нужности и полезности такого курса для их детей.
Пока мы остановились на формате краткосрочных курсов: 1-2-3 месяца. Эти форматы имеют свои преимущества:
- Возможность обучающемуся за месяц понять: а твоё ли это дело? И, если это не твоё -то заниматься чем-то другим. Это очень важно и для взрослых, которые хотят изменить свою профессиональную траекторию в жизни;
- Возможность закрыть пробелы в своей личной базе ЗУН (знаний-умений-навыков). И здесь мы должны «держать руку на пульсе», своевременно угадывая желания потребителя и предлагая ему всё новые и новые курсы различных форматов.
Но у слушателей и их родителей есть запрос и на долгосрочные программы. Пока мы будем закрывать потребность детей в дальнейшем развитии после прохождения курса возможностью еженедельного бесплатного участия в кружковой работе. Ребёнок может принести на кружок и под руководством преподавателя доработать свою идею до практической реализации, получить подсказки и внести необходимые коррективы.
Некоторые родители хотели бы, чтобы их ребёнок занимался любимым делом весь год или даже несколько лет подряд. И тогда вырисовывается вот что: система многолетнего дополнительного платного образования. Как варианты: двухгодичная, пяти- и семилетняя по аналогии с музыкальными и художественными школами, и десятилетняя, когда человек получает дополнительное образование параллельно основному.
4. Возможная программа Робототехники на 10 лет
Программа дополнительного обучения (10 лет), PDF
Вынесенная на ваш суд программа – лишь один из вариантов таблички для обсуждения подхода в целом и выбора возможных концепций развития дополнительного образования по направлению Робототехника. Поэтому любые мнения и конструктивная критика пойдут только на пользу общему делу: от резкого неприятия или поддержки самого подхода до обсуждения плюсов-минусов и деталей.
Важно всё: цели, планы, наполнение теорией и практикой, длительность и материально-техническое обеспечение каждого курса, их необходимости в общей программе , правильность последовательности выстраивания курсов.
Особенно хотелось бы услышать от профессиональных педагогов заключение о соответствиии каждого курса возрастным особенностям детей и дельные предложения по возможному наполнению курсов.
Как видно из таблицы, слушатели могут посещать как отдельные курсы и их наборы с разной длительностью (дительность курса- тоже вопрос дальнейшего изучения и корректировки), так и пройти полную программу. На выходе каждого курса слушатель приобретает знания и практические умения, которые могут переходить в навыки после некоторого количества повторений в разных курсах.
Обязательна проходящая через всю программу сквозная практическая работа: это может быть проект робота (скорее всего двух-трёх вариантов роботов, последовательно построенных на различной базе и с применением полученных в каждом периоде обучения умений). Это могут быть (как варианты) оснащённый различными системами «Умный дом» либо компьютерная игра или другое прикладное программное обеспечение.
5. Кто на выходе
По набору ЗУН и многим компетенциям выпускник таких курсов будет сушественно превосходить сегодняшнего выпускника среднего ВУЗа: как бакалавра, так и магистра Ответственно заявляю вам это как участник государственных аттестационных комиссий.
Где сможет выпускник Школы найти работу после окончания. Вернёмся к началу статьи и «картинке будущего». Итак, через десять лет:
- На заводе есть потребность в наладчиках промышленных роботов, станков с ЧПУ и автоматических линий. Выпускник нашей программы обладает всеми необходимыми знаниями и умениями для такой работы и без проблем будет принят на работу на ВАЗ. Если он конечно, не собирается учиться дальше
- Выпускника «нашей программы» с большим удовольствие возьмут на работу руководители предприятий «Жигулёвской долины» и ОЭЗ. Будет он желанным гостем и на собеседовании в NetCracker, Epam и отделениях других, расположенных в тольятти IT корпораций.
- Наш выпускник – готовый сотрудник (монтажник, наладчик, тестировщик) для предприятий, занимающихся внедрением систем «Умный дом» и «Умный город»
Если же человек хочет учиться дальше, то мы уже сейчас должны продумать , как за десять лет существенно облегчить ему задачу «непрерывности образования». Ведь после прохождения теоретических и практических курсов нашей Школы отпадает необходимость учиться 4 и 5 лет на бакалавра и магистра, вполне достаточно будет 2-3 лет посещения теоретических курсов и зачёта соответствующих предметов после входных тестов. И в 18-19 лет мы вполне можем получить «заготовку» хорошего инженера, уже имеющего опыт практической реализации технических проектов. Остается только за эти десять лет воплотить проект Школы в жизнь, протестировать результаты и на уровне министерства образования внедрить системы сокращённного обучения в ВУЗах выпускников Школ робототехники, прошедших полный курс подготовки. Что скажете, друзья?