Как сложившаяся Экономика победит зарождающуюся Робототехнику
20.03.2016
Наблюдая в Facebook спор сторонников Образовательной Робототехники и просто Робототехники, старался не вмешиваться. Но вот не выдержал и считаю своим долгом заявить, что со временем разрешить этот спор сможет только третья дисциплина: Экономика.
Допустим, что на волне всеобщего интереса к Инженерным дисциплинам вообще и, к Робототехнике в частности, в регионах найдутся предприниматели, которые решат заняться этим делом как направлением бизнеса, или как одним из бизнес-проектов.
Я пока даже не замахиваюсь на рассуждения по поводу таких серьёзных инвестиционных объектов как детские Технопарки. Возьмём к рассмотрению просто кружок, кружок робототехники.
Расходная часть
Для того, чтобы кружок Робототехники, образованный как самостоятельное предприятие, (не на базе образовательного учреждения) успешно существовал и развивался, выручка от родительских денег должна покрывать оплату преподавателей, аренду помещений, наборы оборудования и расходы на продвижение информации целевой группе. И, конечно, если это коммерческий проект, должна оставаться небольшая прибыль для предпринимателя.
Минимальное количество инженеров-преподавателей (без привлечённых) для провинциального кружка: 3 человека. Один из этих сотрудников пусть также выполняет обязанности менеджера. Если мы считаем, что окладная часть составляет для просто преподавателя 18 000 руб чистыми (+ сдельная от ведения занятий), а для менеджера 20 000 руб, то с учётом НДФЛ, ФОТ преподавательского состава составит 64 368 руб. Отчисления от ФОТ: 19 439 рублей.
Аренда помещений. Необходим класс для проведения занятий 30-40 кв.м и помещение для преподавателей 15-20 кв.м Итого: 45- 60 кв.м. Вполне вероятно, что на часы пиковой нагрузки понадобятся ещё одно или два помещения. Итак: аренда помещений от 13 500 руб в мес (300 руб за 1 кв.м). Жителей Москвы, возможно, эти цифры повеселятJ. Интернет и телефон – ещё 2 тысячи в месяц.
Стоимость оборудования и наборов. Самым дешёвым оборудованием для кружков Робототехники является оборудование на платформе Ардуино. Ориентируемся на группы из 6 человек. Стоимость вполне приемлемого образовательного набора Амперки: 15 900 руб. Для группы из 6 человек (из расчёта 1 набор на 2 чел) затраты составят 15 900 Х 3= 47 700 руб. В пиковые часы одновременно будут заниматься 3 группы. Значит необходимо приобрести как минимум 9 наборов: 47 700 Х 3= 143 100 руб. Если кроме Робототехники мы собираемся преподавать другие курсы, нужен будет компьютерный класс: 6 ноутбуков для учащихся + 3 – для преподавателей. 9 ноутбуков Х 27 т.р (с лицензиями) =243 000 руб. На принтер, роутер, телефоны и прочую мелочь понадобится ещё примерно 15 000 руб. Таким образом, на оборудование необходимо как минимум 401 100 руб. Понятно, что это инвестиционные затраты. Сюда же нужно добавить разработку сайта – минимум 15000 руб. Итого инвестиции: 416 100 руб. Приняв срок окупаемости проекта 24 мес, посчитаем, что ежемесячная амортизация оборудования и сайта составит 17 338 руб.
Продвижение. Продвижение – это прежде всего сайт. Хостинг – 890 руб в год. Не буду давать детальную разбивку на размещение статьей в электронных и печатных СМИ , рекламные листовки, выставки и прочие мероприятия. Просто условимся, что ежемесячно на продвижение будет уходить около 10 000 руб. И меньше никак не получится!
Всего по вышеперечисленным статьям: 116 645 руб в мес.
С непредвиденными ежемесячные затраты приближаются к 120 000 руб.
Это о расходах.
Теперь о доходах
Валовая маржа (убираю из расчётов почасовую оплату преподавателей) должна покрывать эти 120 000 руб, и ещё хотя бы 20 000 руб прибыли должно оставаться предпринимателю, чтобы у него был смысл заниматься этим проектом. Итого с учётом непредвиденных и налога 6% выручка должна составить не менее 147 000 руб ежемесячно. При стоимости курса для слушателей от 2000 рублей в месяц для обеспечения такой выручки нужно одновременно обучать 74 слушателя или 13 групп с численностью до 6 человек в каждой. Нагрузка при этом 13Х6 =78 занятий Х 2 ак.часа =156 ак.ч или 52 часа в мес. на преподавателя.
И мы должны понимать, что с учётом дополнительной почасовой оплаты преподавателей количество слушателей должно быть примерно на 30% больше.
Попробуйте набрать для обучения даже 5 групп по 6 человек и вы поймёте, насколько сложна эта задача.
Как видите, экономические перспективы такого кружка на самоокупаемости, если он не подпитывается выручкой от других видов деятельности, весьма туманны.
Это об образовательной Робототехнике.
О настоящей Робототехнике
Для того, чтобы подготовить робота к соревнованиям с «нуля», например, в Junior Skills эти трое преподавателей в свободное от занятий время должны не просто работать, а «пахать» вместе с детьми примерно полгода, месяца три потом доводя до готовности команду. При этом они будут существовать за счёт доходов предприятия, получаемых от Образовательной Робототехники. Чтобы свозить команду из 3-х человек на соревнования, например, в Москву и обратно, нужно потратить на билеты на самолёт: 5700 Х3= 17100 руб. Стоимость гостиницы в Москве на троих: 2600 Х 3 чел Х 2 дня =15 600 руб . Если взять стоимость проживания на человека 1000 руб в день, то за три дня мы потратим 1000Х 3чел Х3 дня =9000 руб. Итого, стоимость поездки на соревнования составляет около 42 000 руб.
Выручки от участия, я, как предприниматель, пока не вижу. Вопрос: зачем предпринимателю заниматься подготовкой команды для JuniorSkills и WorldSkills?
Так какую помощь может оказать движение WorldSkills зарождающимся кружкам для подготовки к соревнованиям?
Да, и вопрос ко всему сообществу: какие государственные программы или гранты фондов могут помочь поддержать такой кружок «на плаву»?
Если у вас есть готовые ответы или вы не согласны с моими выкладками, жду комментариев и жесткой конструктивной критики.