И слава тебя найдёт (часть 2)
06.03.2016
Метод вторичен, — утверждает мой оппонент,- метод отвечает на вопрос "как сделать?", содержание — на вопрос "что сделать?". Позвольте с Вами не согласиться, уважаемый и креативный человек. Метод первичен. До содержания мы можем и не добраться, а вот метод мы применяем ежесекундно, с самого момента рождения (и, думаю, ещё до рождения), сознательно или бессознательно. Я не очень силён в логических построениях и рискую вызвать гнев моих более подготовленных оппонентов, но позвольте изложить свою точку зрения. Познание и изменение мира человеком происходит одним из трёх методов:
Первый метод: делать. Просто действуем, без подключения мышления для прогноза результатов действия и дальнейшего анализа причинно-следственных связей. В этом случае запись событий в память и их анализ также происходит, но происходит как бы без нашего непосредственного участия;
Второй метод: делать-думать. Сначала делаем, затем осознаём, что сделали, причины и следствия;
Третий метод: думать-делать. Сначала определяем разрыв в деятельности, анализируем ситуацию и ставим цели, затем действуем. При этом цель может не быть формализованной, выглядеть и как образ желаемого и даже как неясное желание.
Компетенции
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять
знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.[1]
Понятие компетенции до сих остаётся спорным и неоднозначным. По моему мнению, для определения направлений развития и образовательной траектории ученика необходимо определить группы компетенций, которыми человек должен обладать, как, например, на размещённом в начале текста рисунке:
Думаю (чтобы это понять, мне пришлось прожить несколько десятилетийJ), что для современной жизни нужны всего 4 группы компетенций:
1.Выжить (здоровый образ жизни (ЗОЖ) + выживание в экстремальных ситуациях)
2.Адаптивно-коммуникативные (умение общаться с людьми и встраиваться в группы и коллективы)
3.Технические (профессиональные)
4.Зарабатывать деньги
Кроме того, существует и пятая группа: метод «думать-делать» в который входит и критическое мышление. Люди с пятой группой компетенций становятся учёными, общественными лидерами или пророками.
Титаник, двигающийся в «никуда»
Многие отцы, которые так же, как и я, долгие годы водили и продолжают водить своих детей в музыкальные школы, наверное, тоже чувствуют себя частью команды огромного судна, плывущего к непонятным берегам. Вроде бы очевидно, что музыкальное образование – часть базовых ЗУН, которые нужны каждому, но сердце подсказывает, что время тратится не на то, что нужно лично ему, твоему ребёнку.
Хорошо пишет об этом grey_dolphin[2]: «Может ли кто-то объяснить, в чем заключалась рациональность массового музыкального образования детей, которое в позднесоветский период носило характер эпидемии? Огромное количество родителей по всей стране тратили уйму денег, времени и сил на обучение своих чад в музыкальных школах, кружках и у частных учителей музыки, дети по большей части мучились, зубря этюды Черни, и если что-то и выносили из этого обучения, то в первую очередь неприязнь к классической музыке (да, есть исключения, но они подтверждают правило). Профессиональную музыкальную карьеру делали лишь единицы, причем эти единицы выявлялись на ранних стадиях обучения. В то же время жизненные шансы остальных малолетних музыкантов поневоле это обучение, кажется, никак не повышало. Иначе говоря, родители в массовом порядке делали не оправдывавшие себя длительные и масштабные инвестиции в бесполезное обучение детей. Кстати, похоже, что сейчас это явление сошло на нет - по-моему, к лучшему.»
Для подавляющего большинства детей – это правда. Но я разговаривал со взрослыми, серьёзными предпринимателями, которые указывали, что их проектное мышление является прямым результатом музыкального образования, полученного в детстве. Посмотрите, насколько схема:
Экспозиция — Завязка — Развитие действия — Кульминация — Развязка
интереснее для ребёнка и взрослого, чем
Анализ ситуации — Целевая установка — Создание продукта — Вывод на рынок — Переход в процесс (или смерть продукта)
Быстрые перемены
Если я не ошибаюсь, раньше средняя школа была предназначена для получения набора базовых знаний, умений и навыков. Из школы должен был выходить человек, способный после недолгого (и недорогого) профессионального обучения работать Исполнителем: красить, копать, обрабатывать дерево и металл, искать и устранять простейшие неисправности в электрических цепях, выращивать растения, собирать узлы и сложные детали из простых на конвейере. Все «заготовки», которые учились хорошо, претендовали на дополнительную пятилетнюю доработку в стенах высших учебных заведений.
Сейчас, из-за быстрой смены и усложнения технологий, часть профессий, овладеть которыми ранее можно было только после высшего образования, уже считается рабочими.
Как получилось, что школа (институт развития человека) в самый благоприятный для развития период жизни, из пяти необходимых для жизни групп компетенций, даёт всего лишь базовые знания (иногда даже без умений и навыков) только в одной, профессиональной группе?
Ресурсы, компетенции и ЗУН
Компетенция – одно из понятий, представленных как ресурс в первой части статьи. Компетенции – способности применить знания, умения и навыки для увеличения всех остальных ресурсов.
Ресурсы |
Получаю |
Трачу |
Слава после жизни |
|
|
Признание при жизни |
|
|
Уважение окружающих |
|
|
Самоуважение, честь |
|
|
Власть |
|
|
Связи |
|
|
Деньги (активы) |
|
|
Компетенции |
|
|
ЗУН |
|
|
Здоровье |
|
|
Время жизни |
|
|
Пока в выстраивании цепочки ЗУН-компетенции-ресурсы у меня больше вопросов, чем ответов. Что входит в базовый набор знаний, умений, навыков? Какие ЗУН способствуют развитию компетенций? Где человек должен их получать? Какие ЗУН нужно обязательно оставить в школе? Как должна измениться школа под этот базовый набор?
Какие ЗУН можно передать в дополнительное образование? Как выстроить систему дополнительного образования, позволяющего сочетать интересы страны и отдельного человека?
Какие ЗУН и сформированные на их базе компетенции включить только в систему высшего образования? Должно ли высшее образование обязательно идти после профессионального?
Правомерно ли современное деление образования на среднее, высшее и т.д. или это всего лишь упрощение понятий?
Для чего я об этом пишу
Для того, чтобы в первую очередь самому понимать направление развития Школы Робототехники и «Умного дома». Нужна ли будет завтра Робототехника или для выживания в 2017 году достаточно будет знать, как ловить крыс и голубей и уметь это делать? Разрабатываем курс по выживанию?
[1] ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция
[2] http://grey_dolphin.livejournal.com