Заявка на обучение
8 (927) 778-55-41
8 (909) 363-12-30

И слава тебя найдёт (часть 2)

06.03.2016

Метод вторичен, — утверждает мой оппонент,- метод отвечает на вопрос "как сделать?", содержание — на вопрос "что сделать?". Позвольте с Вами не согласиться, уважаемый и креативный человек. Метод первичен. До содержания мы можем и не добраться, а вот метод мы применяем ежесекундно, с самого момента рождения (и, думаю, ещё до рождения), сознательно или бессознательно. Я не очень силён в логических построениях и рискую вызвать гнев моих более подготовленных оппонентов, но позвольте изложить свою точку зрения. Познание и изменение мира человеком происходит одним из трёх методов:

Первый метод: делать. Просто действуем, без подключения мышления для прогноза результатов действия и дальнейшего анализа причинно-следственных связей. В этом случае запись событий в память и их анализ также происходит, но происходит как бы без нашего непосредственного участия;

Второй метод: делать-думать. Сначала делаем, затем осознаём, что сделали, причины и следствия;

Третий метод: думать-делать. Сначала определяем разрыв в деятельности, анализируем ситуацию и ставим цели, затем действуем. При этом цель может не быть формализованной, выглядеть и как образ желаемого и даже как неясное желание.

Компетенции

Компете́нция (от лат.  competere — соответствовать, подходить) — способность применять

знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.[1]

Понятие компетенции до сих остаётся спорным и неоднозначным. По моему мнению, для определения направлений развития и образовательной траектории ученика необходимо определить группы компетенций, которыми человек должен обладать, как, например, на размещённом в начале текста рисунке:

Думаю (чтобы это понять, мне пришлось прожить несколько десятилетийJ), что для современной жизни нужны всего 4 группы компетенций:

1.Выжить (здоровый образ жизни (ЗОЖ) + выживание в экстремальных ситуациях)

2.Адаптивно-коммуникативные (умение общаться с людьми и встраиваться в группы и коллективы)

3.Технические (профессиональные)

4.Зарабатывать деньги

Кроме того, существует и пятая группа: метод «думать-делать» в который входит и критическое мышление. Люди с пятой группой компетенций становятся учёными, общественными лидерами или пророками.

Титаник, двигающийся в «никуда»

Многие отцы, которые так же, как и я, долгие годы водили и продолжают водить своих детей в музыкальные школы, наверное, тоже чувствуют себя частью команды огромного судна, плывущего к непонятным берегам. Вроде бы очевидно, что музыкальное образование – часть базовых ЗУН, которые нужны каждому, но сердце подсказывает, что время тратится не на то, что нужно лично ему, твоему ребёнку.

Хорошо пишет об этом grey_dolphin[2]: «Может ли кто-то объяснить, в чем заключалась рациональность массового музыкального образования детей, которое в позднесоветский период носило характер эпидемии? Огромное количество родителей по всей стране тратили уйму денег, времени и сил на обучение своих чад в музыкальных школах, кружках и у частных учителей музыки, дети по большей части мучились, зубря этюды Черни, и если что-то и выносили из этого обучения, то в первую очередь неприязнь к классической музыке (да, есть исключения, но они подтверждают правило). Профессиональную музыкальную карьеру делали лишь единицы, причем эти единицы выявлялись на ранних стадиях обучения. В то же время жизненные шансы остальных малолетних музыкантов поневоле это обучение, кажется, никак не повышало. Иначе говоря, родители в массовом порядке делали не оправдывавшие себя длительные и масштабные инвестиции в бесполезное обучение детей. Кстати, похоже, что сейчас это явление сошло на нет - по-моему, к лучшему.» 

Для подавляющего большинства детей – это правда. Но я разговаривал со взрослыми, серьёзными предпринимателями, которые указывали, что их проектное мышление является прямым результатом музыкального образования, полученного в детстве. Посмотрите, насколько схема:

Экспозиция — Завязка — Развитие действия — Кульминация — Развязка 

интереснее для ребёнка и взрослого, чем

Анализ ситуации — Целевая установка — Создание продукта — Вывод на рынок — Переход в процесс (или смерть продукта)

Быстрые перемены

Если я не ошибаюсь, раньше средняя школа была предназначена для получения набора базовых знаний, умений и навыков. Из школы должен был выходить человек, способный после недолгого (и недорогого) профессионального обучения работать Исполнителем: красить, копать, обрабатывать дерево и металл, искать и устранять простейшие неисправности в электрических цепях, выращивать растения, собирать узлы и сложные детали из простых на конвейере. Все «заготовки», которые учились хорошо, претендовали на дополнительную пятилетнюю доработку в стенах высших учебных заведений.

Сейчас, из-за быстрой смены и усложнения технологий, часть профессий, овладеть которыми ранее можно было только после высшего образования, уже считается рабочими.

Как получилось, что школа (институт развития человека) в самый благоприятный для развития период жизни, из пяти необходимых для жизни групп компетенций, даёт всего лишь базовые знания (иногда даже без умений и навыков) только в одной, профессиональной группе?

Ресурсы, компетенции и ЗУН

Компетенция – одно из понятий, представленных как ресурс в первой части статьи. Компетенции – способности применить знания, умения и навыки для увеличения всех остальных ресурсов.

Ресурсы

Получаю

Трачу

Слава после жизни

 

 

Признание при жизни

 

 

Уважение окружающих

 

 

Самоуважение, честь

 

 

Власть

 

 

Связи

 

 

Деньги (активы)

 

 

Компетенции

 

 

ЗУН

 

 

Здоровье

 

 

Время жизни

 

 

Пока в выстраивании цепочки ЗУН-компетенции-ресурсы у меня больше вопросов, чем ответов. Что входит в базовый набор знаний, умений, навыков? Какие ЗУН способствуют развитию компетенций? Где человек должен их получать? Какие ЗУН нужно обязательно оставить в школе? Как должна измениться школа под этот базовый набор?

Какие ЗУН можно передать в дополнительное образование? Как выстроить систему дополнительного образования, позволяющего сочетать интересы страны и отдельного человека?

Какие ЗУН и сформированные на их базе компетенции включить только в систему высшего образования? Должно ли высшее образование обязательно идти после профессионального?

Правомерно ли современное деление образования на среднее, высшее и т.д. или это всего лишь упрощение понятий?

Для чего я об этом пишу

Для того, чтобы в первую очередь самому понимать направление развития Школы Робототехники и «Умного дома». Нужна ли будет завтра Робототехника или для выживания в 2017 году достаточно будет знать, как ловить крыс и голубей и уметь это делать? Разрабатываем курс по выживанию?


[1] ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция

[2] http://grey_dolphin.livejournal.com

Поиск

Наши консультанты

Показать всех

Подписка на новости

Позвоните нам сейчас: 8 (927) 778-55-41

Расписание занятий

Если интересующей вас группы на данный момент нет, вы можете отправить заявку, указав курс, предпочтительное место и время посещения занятий. Как только будет объявлен набор группы, с максимально удобным для вас расписанием, мы обязательно с вами свяжемся.

Место проведения Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
МДТЦ «Вега», оф. 202а 11:00 - 12:20 Робототехника и «Умный дом» (РТ-48)
12:30 - 13:50 Первоклассный электронщик (ПЭ-49)
14:00 - 15:20 Автомодельный спорт
16:00 - 17:20 Первоклассный программист (ПП-40) Робототехника и «Умный дом» (РТ-42) Робототехника и «Умный дом» (РТ-44) Детское программирование на Скретч (SC-46)
17:30 - 18:50 Система визуализации (СВ-41) Первоклассный электронщик (ПЭ-43) Робототехника и «Умный дом» (РТ-50) Робототехника и «Умный дом» (РТ-45) Система визуализации (СВ-41)
19:00 - 20:20 Первоклассный электронщик (ПЭ-52) Автомодельный спорт Робототехника и «Умный дом» (РТ-51) Автомодельный спорт Техническое творчество (ТТ-47)
Центральный район (площадка партнеров) 11:00 - 12:20 Первоклассный электронщик (Т-ПЭ-10)
17:30 - 18:50 Первоклассный электронщик (Т-ПЭ-7)
18:00 - 19:20 Робототехника и «Умный дом» (Т-РТ-9)
19:00 - 20:20 Первоклассный электронщик (Т-ПЭ-8) Первоклассный электронщик (Т-ПЭ-8)
Комсомольский район Молодежный центр «Шанс» 10:00 - 11:20 Экспериментальная химия (К-Э-3)
11:00 - 12:20 Первоклассный электронщик (К-ПЭ-1)
18:00 - 19:20 Экспериментальная химия (К-Э-2) Робототехника и «Умный дом» (К-РТ-4)
Автозаводский район Клуб счастливого детства «Чудесная страна»(площадка партнеров) 11:00 - 12:20 Первоклассный электронщик (ЧС-ПЭ-1)