И слава тебя найдёт (часть 1)
05.01.2016
В восьмом классе начал я выбирать: куда поступить. Именно так в то время и стоял вопрос. Не «Какую профессию выбрать?», а «Куда поступить?». Вопрос «Нужно ли высшее образование?» в те времена развитого социализма даже не ставился. Нужно и всё. Да и учился я хорошо. Смутно нравились мне две интересные, по моему тогдашнему разумению, области: экономическая география и робототехника. Интерес к робототехнике был навеян огромным количеством прочитанной научной фантастики, а к экономической географии мальчик с моим именем и фамилией видимо имел какую-то внутреннюю предрасположенность, потому как любимым занятием было рассматривание различных карт, изучение и составление таблиц: кто, когда и сколько угля и бокситов дОбыл, чугуна и стали выплавил и железных дорог построил.
Критерии выбора оказались очень простыми. В Самаре (тогда г.Куйбышев) жили родственники, а в синей книжке в мягкой обложке «Куда пойти учиться», купленной в 9-м классе, внимание моё привлекла страничка со специальностью «0654 - робототехнические системы и комплексы», манящая будущих студентов на факультет автоматики и измерительной техники Куйбышевского политехнического института. Нехитрый пазл, плоды сбора которого я пожинаю до сих пор, сложился.
Думаю, что современные школьники и их родители более ответственно подходят к выбору будущей профессии. Делюсь некоторыми размышлениями на этот счёт, может быть они помогут кому-то из ребят сделать свой выбор более осознанным.
Обменные процессы
Всё отпущенное нам свыше время мы плодовито или бездарно тратим, обменивая на что-то. Взамен мы приобретаем сначала знания, умения, навыки (ЗУН): как есть, как одеваться, как чистить зубы, как учиться. Затем ЗУН превращаются в более сложные компетенции: как общаться с людьми, как оказать услугу другому человеку, как придумать и сделать вещь или создать художественное произведение. В это же время мы приобретаем или теряем здоровье, нарабатываем признание окружающих, получаем от нашей деятельности деньги, славу или скандальную известность. Время-единственный невосполнимый ресурс . Все остальные ресурсы восполнимы и активно используются нами в обменных процессах.
Ресурсы |
Получаю |
Трачу |
Слава после жизни |
|
|
Признание при жизни |
|
|
Уважение окружающих |
|
|
Самоуважение, честь |
|
|
Власть |
|
|
Связи |
|
|
Деньги (активы) |
|
|
Компетенции |
|
|
ЗУН |
|
|
Здоровье |
|
|
Время жизни |
|
|
Здесь нужно сразу зафиксировать, что дети обладают на входе в большую жизнь разным набором ресурсов, уже подготовленных их семьёй. И если ЗУН и компетенции как-то можно выровнять за счёт огромного желания ребёнка и его родителей, то такие ресурсы как активы, связи и власть не поддаются быстрой коррекции, делая условия на входе изначально неравными.
И пораженье от победы ты сам не должен отличать
Можно заметить, что многие ресурсы на самом деле являются и промежуточным/окончательным результатом жизнедеятельности человека. Однако я всё-таки предложил бы подходить к ним как к ресурсам. Результаты жизнедеятельности отдельного человека всегда не однозначны и по-разному воспринимаются разными социальными группами. Поэтому для понимания молодого человека лучше, по-моему, обсуждать, что наработанное ранее есть возможность дальнейших трансформаций, а не окончательный результат.
Если бы не Григорий Перельман
Дети создают свое неясное видение будущего. Например: в тридцать лет я буду обеспеченным, влиятельным менеджером с хорошими связями и друзьями. Очень туманно и непонятно, но молодой человек предполагает, что у него будет как минимум шесть видов ресурсов к тому времени: здоровье, власть, связи, деньги, самоуважение и уважение окружающих. Про компетенции почему-то почти никто из детей в этот момент не говорит и не думает. Про видение себя в сорок, а тем более пятьдесят лет дети даже не заикаются. Это для них невообразимая старость и полный отстой.
К счастью, есть люди, обладающие собственными системами ценностей. Кстати, ни разу не слышал на собеседованиях и на выпускных экзаменах, чтобы молодой человек сказал: «Я хочу быть как Григорий Перельман». А ведь этот Человек – один из немногих образцов человеческого выбора, который своё время поменял на высочайшие компетенции и самоуважение, получив при этом от немногих остальных только признание при жизни.
По каким критериям выбирают дети
Дети видят только внешнюю сторону взрослой жизни: машины, офисы, далёкие страны и города, общение с друзьями в кафе, даже если умные родители вовремя рассказывают им о том, что стоит за всеми этими удовольствиями. С точки зрения любого обывателя (и моей в том числе) набор ресурсов: здоровье, компетенции, деньги, связи, самоуважение и уважение окружающих – полон и достаточен для счастливой жизни.
Я бы в лётчики пошёл
А теперь самое время перейти к вопросу молодым людям: «А какая профессия, настоящая или будущая обеспечит вам соответствующий вашим амбициям уровень каждого ресурса?» Некоторые профессии (например, врача) сейчас требуют очень долгого периода подготовки и думать об их выборе и приобретать соответствующие им компетенции нужно как можно раньше.
Я не стал бы говорить об отдельных профессиях, с ними в наш быстроменяющийся век всё сложно. Предлагаю порассуждать скорее о группах, в которые профессии условно можно объединить по тому или иному признаку.
Очередная попытка классификации групп профессий
Группа |
Направление |
Основная функция |
Объект приложения сил |
Силовик |
военный |
подавление чужой воли, принуждение других людей к исполнению обычаев делового оборота, законов, собственной воли |
человек и группа людей |
полицейский |
|||
чиновник |
|||
наёмный менеджер |
|||
Проектировщик |
архитектор |
создание новых сущностей |
мыслительные конструкции |
конструктор |
|||
программист |
|||
писатель |
|||
художник |
|||
Предприниматель |
|
соединение ресурсов для создания материальных и нематериальных объектов |
человек и группа людей |
Торговец |
продавец |
посредничество |
человек и группа людей |
финансист |
|||
страховщик |
|||
агент |
|||
Шоумен |
спортсмен |
развлечение людей |
человек и группа людей |
актёр |
|||
шоумен |
|||
Сервисмен |
врач |
обслуживание людей и их среды обитания |
человек и группа людей |
учитель |
|||
парикмахер |
|||
связист |
|||
Исполнитель |
рабочий |
добыча(в том числе выращивание) сырья и создание материальных объектов |
материальные объекты |
нефтяник |
|||
крестьянин |
|||
строитель |
|||
инженер |
|||
технолог |
Думаю, что моя попытка классификации групп профессий по основной функции, как и все предыдущие попытки такой классификации, выглядит недоработанной и неуклюжей. Тем лучше, есть шанс совместно сделать хороший рабочий инструмент для выбора привлекательного в жизни направления и дальнейшего подбора компетенций для проработки. Из обсуждения убраны две группы. Первая- режиссёры, это те, кто организует деятельность больших групп людей: политики, священнослужители, философы, общественные деятели, крупные предприниматели и наёмные менеджеры, уровень властных полномочий которых настолько велик, что они могут режиссировать и оказывать влияние на существенные процессы, происходящие в обществе в мировом масштабе. Вторая- выпавшие, те чья функция – только потребление результатов чужого труда и направленность на полное уничтожение ресурсов собственных: бомжи, наркоманы, асоциальные элементы.
Резюмирую:
- Человек тратит единственный свой невосполнимый ресурс – время, занимаясь разными видами деятельности/бездеятельности. В процессе деятельности нарабатываются и приобретаются новые ресурсы;
- Одни ресурсы могут обмениваться на другие. В то же время часть ресурсов, например, здоровье, может безвозвратно тратиться;
- Обмен не всегда равноценен. Например: можно потратить много денег, но приобрести мало связей или власти;
- Выбраннанная в жизни профессиональная траектория прямо влияет на набор наработанных человеком ресурсов и их размер.
Вот и всё, что получилось сказать в первой части моих размышлений про обменные процессы, ресурсы, группы профессий и их основные функции.
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат https://ru.wikipedia.org/wiki
Григо́рий Я́ковлевич Перельма́н (р. 13 июня 1966, Ленинград, СССР) — российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре, https://ru.wikipedia.org/wiki