Если бы я умел рисовать драконов...
01.10.2015
…то обязательно проиллюстировал бы нарисованным драконом вчерашнюю дискуссию :). Вчера на странице в Фейсбуке разгорелся небольшой дружеский спор экспертов Андрея Гурьева [1] и Алексея Корнилова [2] о том, какова цель обучения детей Робототехнике: сакральное ли это знание или система общетехнической подготовки и профориентации для выбора будущей профессии. Оба уважаемых эксперта во многом правы, но вот только мы не всегда учитываем позиции тех, кто собственно платит за данное удовольствие. Я говорю сейчас о платном дополнительном образовании и о коллективной позиции родителей-инвесторов.
Родители хотят:
- Реализовать в ребёнке то, что не удалось им самим;
- Дать знания, умения и навыки для принятия самостоятельных решений,
- …и для того, чтобы ребёнок мог при переходе к взрослой жизни самостоятельно сформировать для себя источник постоянного дохода;
- Занять ребёнка полезным делом и отвлечь от «дела дурного»
Что смогут предложить организаторы ДО взамен потраченных родителями на обучение денег и вырванного у работы родительского времени? Что родители получат на выходе? С пунктом 4 — всё ясно, занятие полезным делом сегодня, сейчас — уже хороший результат.
Предположим, что тело дракона — система дополнительного образования. Три головы — три возможных варианта возврата родительских инвестиций. Хвост — мотивации и цели родителей, которые пытаются развить у своего ребёнка те или иные компетенции.
Похоже на дракона получилось?
1. Тело
Тело дракона — система дополнительного образования. Согласно Википедии «Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
2. Три драконьих головы
Голова Профессионально-техническая
Предположим, что по окончании 2-3 курсов дополнительного образования слушатель приобретает базовые ЗУН среднестатистического выпускника профессионально-технического заведения. Тогда, окончив 11 классов, он при желании и необходимости просто пойдёт работать по подходящей специальности. Источник дохода есть — пункты 2 и 3 родительских желаний закрыты. Деньги потрачены не зря. Сэкономлено 2-3 года на профессионально-техническое обучение.
Голова конкурсная
Хочу напомнить вам, коллеги, что половина системы дополнительного образования базируется на тщеславии родителей и их желании вырастить в ребёнке то, что не удалось вырастить в себе. Участие в соревновании — сильнейший мотиватор большинства людей. Победа в любом соревновании — престиж, а иногда ещё и материальное вознаграждение. Лично знаю некоторых бизнесменов- родителей, которые уже имея настроенный бизнес, ради успехов детей в спорте стали их агентами и ездят со своими детьми по соревнованиям. А если бы за победы в конкурсах робототехники юные инженеры вознаграждались также как юные теннисисты, хоккеисты и скрипачи? Выполнение пункта 1 при участии в той или иной соревновательной системе гарантировано.
Кроме того, победитель конкурса — уже специалист высокого класса, выделяющийся на фоне других специалистов. О нём знают, он в «секретных списках работодателей» и без проблем сможет выполнить оставшиеся пункты 2 и 3 родительских пожеланий.
Голова зачётная
Было бы величайшим прорывом в системе образования, если хотя бы один курс хотя бы одного учреждения или организации ДО засчитывался в ВУЗе с соответствующим уменьшением стоимости основного обучения.
3. Что делать с хвостом?
Люди деятельные поставили бы вопрос немного по-другому: как нам работать с базовыми ценностями, мотивацией и желаниями родителей?
- Изучать спрос. Выявлять сегодняшние потребности родителей;
- Формировать спрос. Значит — информировать родителей о профессиях будущего и имеющихся у детей возможностях по их получению
- Давать родителям возможность попробовать аналогичные курсы для взрослых.
[1] Гурьев Андрей Сергеевич — руководитель научно-методической лаборатории образовательной робототехники — ГБОУ Центр педагогического мастерства
[2] Алексей Вадимович Корнилов — национальный эксперт WorldSkills по мобильной робототехнике, советник программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», разработчик регламентов робототехнических соревнований, в том числе БаскетБота.